Беспилотная техника имеет большие перспективы применения в сферах сельского хозяйства, грузоперевозок, логистических услуг, обороны и мониторинга инфраструктурных объектов.
В России с 2024 года реализуется национальный проект «Беспилотные авиационные системы». В него входят пять федеральных проектов, которые призваны сформировать в стране к 2030 году новую отрасль экономики, связанную с разработкой, производством и использованием гражданских беспилотников. Согласно одному из них, в школах должны появиться специализированные классы по БПЛА, а в колледжах и вузах – центры практической подготовки конструкторов и операторов.
В России активно развиваются и другие направления автономной и дистанционно управляемой техники, помимо авиационных беспилотных систем.
Тезисы:
— Беспилотный трамвай на ряде участков будет запущен в Москве, сейчас такой трамвай ездит в депо в тестовом режиме.
«В этом году мы уже запустим на ряде участков беспилотный трамвай, это будет примерно вторая половина этого года. Сейчас этот беспилотный трамвай учится ездить без водителя в депо. Понятно, что там сидит сейчас наш человек-специалист, который контролирует, как все работает, но трамвай будет ездить сам. Он видит пассажиров, он видит пешеходов, которые переходят даже иногда в неположенном месте дорогу, и останавливается, когда нужно», – сообщил заместитель мэра по вопросам транспорта Максим Ликсутов, в рамках лекции для московских школьников говоря о программе развития Москвы до 2030 года.
Согласно его словам, трамвай также видит машины, светофорный сигнал, различает собак и кошек, остановится, если животные будут переходить трамвайные пути, а также умеет предсказывать поведение людей и автомобилей.
«Дальше мы переведем все трамваи на беспилотное управление, и следующим нашим этапом будет метрополитен – беспилотное управление движением поездов. (…) Скорее всего, это за 2030 годом, но мы уже над этим сегодня работаем», –отметил заместитель мэра.
Помимо этого, такие компании, как «Яндекс» и Сбербанк, тестируют беспилотный личный транспорт, сообщил Максим Ликсутов.
«Уверен, что профессия, если вы ее выберете, связанная с беспилотным управлением, созданием новых технологий, которые помогают быстрее вычислять, предсказывать поведение машин и людей, – это то будущее, которое будет точно востребовано на многие десятилетия вперед», – сказал Максим Ликсутов.
Он также сообщил, что в будущем будет беспилотным электробус. «Он будет полностью беспилотный. Наверное, какое-то время еще там будет водитель, но он больше будет выполнять функции контроля. (…) Дальше уверен, что в недалеком будущем будут уже элементы беспилотного управления, уже будут точно использоваться в городской транспортной системе», – сказал заместитель мэра.
— В 2024 году власти Якутии планируют воспользоваться услугами беспилотных авиационных систем (БАС) для охраны лесов в период пожароопасного сезона. Заместитель министра экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия) Андрей Коноплев сообщил об этом.
«Благодаря выделению средств из федерального бюджета в рамках проекта стимулирования спроса на отечественные БАС планируется приобрести услуги – летные часы беспилотных авиационных систем на сумму 10,4 млн рублей. Общее количество часов составит не менее 130», – сказал он.
Андрей Коноплев отметил, что БАС планируется применять в весенний период в местах, где будет затруднена работа авиации в начале сезона. «Также запланировано приобретение беспилотных авиационных систем для подведомственных учреждений на сумму 52 млн 500 тыс. рублей. В настоящее время проводится работа по определению оператора, закупочные процедуры на начальной стадии. Планируем обучить своих операторов для беспилотных авиационных систем, чтобы в будущем обеспечить применение БАС при тушении лесных пожаров и оценки пожарной обстановки», – дополнил он.
— Серийное производство модулей управления для беспилотных систем начал холдинг «Росэлектроника» (входит в Ростех).
«Холдинг «Росэлектроника» госкорпорации «Ростех» приступил к выпуску линейки электронных и электротехнических модулей управления для беспилотных систем. Устройства предназначены для использования в составе легких дронов, а также наземных, подводных и надводных аппаратов», – сказано в сообщении пресс-службы госкорпорации.
Налажено серийное производство высокоточных навигационных модулей, изготовлена опытная партия контроллеров двигателя, разрабатываются полетный модуль и компактная версия контроллера двигателя, как рассказали в Ростехе.
Приемник сигналов GPS, ГЛОНАСС и Galileo, барометрический высотомер и компас с термокомпенсацией входят в модуль. «Прибор предназначен для применения на беспилотниках с массой полезной нагрузки от 2 кг. Устройство обеспечивает высокое качество приема сигналов спутников», – обозначили в госкорпорации. Для использования в силовых установках легких БПЛА, подводных и надводных аппаратов предназначен контроллер двигателя.
На технологической базе Калужского НИИ телемеханических устройств (КНИИТМУ, входит в «Росэлектронику») локализован выпуск. «Разработка и производство модулей управления для беспилотников – это новое направление деятельности предприятия. КНИИТМУ способен выпускать на имеющихся мощностях до 1 000 изделий каждого типа в год. Все устройства проходят процедуру полного тестирования. Первая партия наших приборов уже отгружена, и мы начали получать запросы от российских предприятий на поставку новых крупных партий модулей управления», – отметил гендиректор КНИИТМУ Александр Алексеев, слова которого приводятся в сообщении.
— Строительство радиоэлектронного парка началось в Уфе. Проект получил федеральное финансирование в размере 500 млн рублей. Промышленный парк будет производить радиоэлектронное оборудование, датчики, платы и беспилотные летательные системы.
«Мы открываем новую страницу в развитии промышленности республики. Здесь будут производить беспилотные летательные аппараты, инновационные изделия, радиоэлектронную продукцию, платы, датчики, сенсоры», – сообщил в Telegram-канале глава Башкирии Радий Хабиров.
В размере 500 млн рублей проект получил федеральное финансирование. Как отметил глава республики, первые производственные помещения должны появиться в конце лета.
«Впоследствии здесь появится кластер беспилотной авиации. Горизонт его планирования – до 2030 года. Мы предполагаем, что его оборот составит от 4 до 5 млрд рублей, в нем будет работать до 350 человек. Но самое главное, здесь будут производить современную, высокотехнологичную, инновационную продукцию», – добавил Радий Хабиров.
— Апробацию доработанного беспилотного бронеавтомобиля «Зубило» в апреле начнет Российская армия. Впервые прототип «Зубила» был представлен на военно-техническом форуме «Армия-2023».
«Апробация беспилотной платформы «Зубило» начнутся сразу в нескольких воинских подразделениях ВС РФ в апреле. Машина была доработана исходя из пожеланий заказчика. В частности, был снижен ее вес и увеличена проходимость машины», – отметили в пресс-службе предприятия-разработчика данной машины АО «Ремдизель».
На серийном шасси «КамАЗа» беспилотная бронированная платформа «Зубило» предназначена для поддержки штурмовых групп, подвоза боеприпасов, транспортировки грузов и раненых, а также подзарядки квадрокоптеров и радиостанций.
Как сообщил главный конструктор АО «Ремдизель» (Набережные Челны) Игорь Зарахович, который разработал данную машину, в перспективе «Зубило» может выпускаться массово, чтобы минимизировать участие человека в боях на опасных участках фронта. Оперативно наладить массовое производство «Зубила» можно за счет того, что машина собирается из доступных серийных комплектующих, по словам конструктора.
Общие установки:
— В рамках работы с брифом могут быть использованы/подготовлены сообщения о развитии и успешном применении авиационных и прочих беспилотных систем.
Цитаты по теме:
— глава Росавиации Дмитрий Ядров:
«Совместно с Минтрансом мы провели большую работу по изменению законодательства и нормативно-правовых актов гражданской авиации для развития беспилотной авиации, установления требований к авиационному персоналу для подготовки кадров. За 2023 год были внесены изменения в Воздушный кодекс, которые ввели понятие «линии управления и контроля БАС», установили требования по оснащению пилотируемых и беспилотных ВС. Также были внесены изменения в Федеральные правила использования воздушного пространства, упрощающие доступ к воздушному пространству для беспилотной авиации.
Также внесены изменения в нормативные акты, связанные с сертификацией. Мы позволили разработчикам осуществлять сертификацию машины совместно с двигателем беспилотной машины свыше 30 кг. Также упростили получение сертификата типа для агродронов. В настоящее время у нас уже четыре разработчика имеют соответствующий сертификат для ведения этой деятельности. Мы имеем восемь заявок от разработчиков на получение сертификата типа. Это крупные предприятия, такие как «НЦВ Миль и Камов», «Кронштадт», «Транспорт будущего». Они эту работу ведут очень плотно. Более того, они являются участниками эксперимента совместно с Росатомом по упрощению клиентского пути получения сертификата.
Сейчас в работе уже находится 8 заявок на одобрение разработчиков типовой конструкции и 25 заявок на получение сертификатов типа. Планы на 2024 год сформированы: это заявки от 10 разработчиков и 25 сертификатов типа. Так что работа находится в самом разгаре, и мы полностью удовлетворяем спрос на сертификацию имеющихся разработок».