Российский Университет Транспорта

Закон о северном завозе вступил в силу в России

В России вступил в силу закон о северном завозе с 1 апреля. Он позволит доставлять на северные территории товары первой необходимости своевременно и по более низким ценам. 

Северный завоз – это комплекс действий для обеспечения жителей труднодоступных территорий Крайнего Севера жизненно необходимыми товарами, продовольствием, медикаментами и другими грузами, предназначенными для реализации инвестиционных проектов в этих же труднодоступных местностях. Обеспечивается снабжение более трех миллионов человек посредством северного завоза. 

В августе 2023 года Президент России Владимир Путин подписал закон о северном завозе, который заработал с 1 апреля. Ранее не существовало единой нормативно-правовой базы, определяющей порядок взаимодействия участников северного завоза, их права и обязанности. В частности, вступивший в силу документ закрепил понятия «территория с ограниченными сроками завоза грузов», «территория северного завоза». 

Минвостокразвития РФ станет единым федеральным координатором северного завоза. Формировать его план, заниматься утверждением маршрута и графика движения судов, которые задействованы в регулярных каботажных перевозках, а также мониторингом доставки грузов, будет министерство. 

Товары семи категорий отнесены к грузам северного завоза, которые будут в приоритетном порядке поставляться в районы Крайнего Севера: топливно-энергетические ресурсы, горюче-смазочные материалы, социально значимые продовольственные товары, непродовольственные товары первой необходимости, лекарства, медицинские изделия и специализированные продукты лечебного питания — всего около 160 наименований. В рамках северного завоза региональные власти могут предоставлять бизнесу бюджетные кредиты на закупку, а также на доставку этих товаров. 

Предполагается обеспечить централизованное планирование доставки и своевременно выявлять риски сбоя поставок тех или иных грузов с помощью федеральной государственной информационной системы мониторинга северного завоза (ФГИС «Северный завоз»). Помимо этого, ФГИС поможет построить оптимальные по продолжительности и стоимости логистические маршруты доставки важных товаров. Обеспечение специальной маркировки грузов северного завоза является еще одной функцией будущего ресурса. Дополнительно система позволит автоматизировать сбор статистической информации. 

Данный ресурс будет интегрирован с единой информационной системой в сфере закупок, государственной информационной системой электронных перевозочных документов, единой системой мониторинга перевалки грузов в морских портах, системой государственного портового контроля и рядом других цифровых платформ. В планах вводить ФГИС севзавоза в эксплуатацию поэтапно в течение 2024-2026 годов. 

Населенные пункты 21 субъекта РФ вошли в перечень территорий, куда при поддержке государства будут доставляться грузы в рамках северного завоза: республик Алтай, Бурятия, Карелия, Коми, Саха (Якутия) и Тыва, Забайкальского, Камчатского, Красноярского, Пермского и Хабаровского краев, Амурской, Архангельской, Иркутской, Магаданской, Мурманской, Сахалинской и Тюменской областей, Ненецкого и Чукотского автономных округов, а также Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.